В якутии коренные малочисленные народы севера намерены поднять вопрос по созданию территорий традиционного природопользования, по просьбам читателей
— Насколько мне известно, Якутия одной из первых ввела должность уполномоченного по правам КМНС?
— В штате аппарата предусматриваются два специалиста, которые приступят к работе в марте. Помимо этого, будут общественные помощники. Я планирую в каждом районе, где представлены коренные малочисленные народы Севера, создать такие приемные.
— Основная цель, и на эту тему мы разговаривали с президентом республики, заключается в том, чтобы выстроить работу системно, не распыляясь на множество мелких вопросов и разрабатывать конструктивные предложения в адрес власти. То есть, задача, прежде всего, в том, чтобы анализировать законодательство, обозначать пробелы, находить решения и в целом контролировать ситуацию.
Добавлю, что в марте 2014 года в республике будет проведен съезд эвенков. В декабре — съезд эвенов, после которого планируется выезд в Хабаровский край, где пройдет Всероссийский съезд эвенов.
— Спасибо за беседу.
— Самым первым поздравившим меня с назначением на должность был мой коллега из Красноярского края Семен Пальчин. Мы недавно поговорили с ним о возможности рабочей встречи. Предварительно мы запланировали ее на апрель — начало мая.
— Возможна ли в таком случае разработка данного нормативно-правового документа в рамках обсуждаемого сегодня закона «Об Арктической зоне РФ», который, надеемся, будет принят?
— Как Вы намерены сотрудничать с аналогичными институтами соседних регионов?
— По каким вопросам могут к Вам обратиться люди? Сегодня в республике действуют институты уполномоченных по четырем направлениям — правам человека, детей, предпринимателей, теперь к ним прибавились Вы.
— Мы еще пока не очертили круг вопросов. Например, у меня уже была встреча с уполномоченным по правам человека Алексеем Ефимовым и мы пришли к выводу, что многие темы смежные. Соответственно, и с другими мы будем взаимодействовать, но не дублировать деятельность.
— Как будет построена Ваша работа с обращениями граждан? Будут ли у вас представители непосредственно на местах, учитывая, что КМНС проживают, как правило, в отдаленных, а порой и труднодоступных населенных пунктах?
Я очень хорошо знаком с представителями Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Ее президент Григорий Ледков приезжает в Якутию в конце февраля и примет участие в выездном совещании постоянного комитета Госсобрания Якутии в Нерюнгринском районе. Таким образом, мы намерены поднять вопросы совершенствования федерального законодательства по созданию территорий традиционного природопользования, поскольку в нем нет соответствующего положения. На сегодняшний день в федеральных органах исполнительной власти много заявок от коренных малочисленных народов Севера по организации подобных зон, но пока ни одна из них не удовлетворена.
— С чего Вы начинаете на новом посту?
Источник http://ysia.ru/
— Я так думаю, что он необходим. Потому что, если взять утвержденную Стратегию развития Арктической зоны России, то там прямо обозначены приоритеты — национальная безопасность, поиск и разведка полезных ископаемых, создание соответствующей транспортной инфраструктуры и социально-экономическое, культурное развитие коренных малочисленных народов Севера. И этот вопрос нужно решить в том числе.
— Как решается вопрос взаимодействия с органами исполнительной власти, учитывая, что защита прав КМНС — это не только общественная деятельность?
— Работа началась, и наряду с решением организационных вопросов, на предстоящей неделе запланирован выезд в Нерюнгринский район. Там пройдет заседание постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики под председательством Елены Голомаревой. Главной темой станет обсуждение вопросов о создании территории традиционного природопользования в Нерюнгринском районе. Сейчас там есть некоторые сложности в связи с тем, что инициативу населения Иенгринского наслега не поддержал районный совет депутатов. Это актуальный вопрос, который мы хотим донести до органов государственной власти и выработать единую позицию. Дело в том, что на республиканском уровне не создано ни одной территории традиционного природопользования — есть только на местном уровне. Таким образом, Иенгринский наслег может стать своего рода модельной территорией и на его примере могли бы отработать возникающие проблемы.
— Не совсем так, здесь нас давно опередил Красноярский край, там подобный институт введен уже несколько лет назад и на данном посту работает Семен Яковлевич Пальчин. В прошлом году был утвержден омбудсмен в Камчатском крае — там интересы коренных народов представляет Олег Никитович Запорожский. В данных регионах пошли по пути назначения на эту должность тех, кто давно работал в общественных организациях.
— Констатин Васильевич, не секрет, что когда поднимаются вопросы КМНС, то у многих сразу возникают стереотипы — олени, праздник, национальная одежда. Но сфера ведь гораздо шире и существует много проблем, прежде всего — социальных. Что, по Вашему, нужно сделать, чтобы изменить подобный взгляд?
Источник: http://dostizhenya.ru